Леший Баба-Яга Сказочный Емеля и ЩуКа

Леший — дух-хранитель леса в славянской мифологии. Поверия в Лешего или Лесовика распространены очень сильно, и до сих пор лесные хозяева считаются одними из самых популярных персонажей мифов, сказок, былин и легенд.

Лешего называли лесовиком, лесным духом и хозяином, а также «дедушкой» и «дядей». Разные имена, которые имеют косвенное отношение к образу того или иного духа, были связаны с поверьем древних славян в то, что нельзя или не рекомендуется упоминать вслух настоящие имена духов. В противном случае, при произнесении, к примеру, слова «леший» он мог откликнуться и явиться. Такое поверье можно связать с выражением «накликать беду». Поэтому не только духов, но даже опасных хищников-животных зачастую называли совсем другими именами, например: медведь — косолапый, бурый, хозяин; волк — лютый, серый. Что касается родственных названий «дедушка, дядя», то славяне верили, что это может уберечь от нападок лешего, так как родственникам дух леса не будет причинять вреда.

 

Образ Лешего зачастую довольно разнообразен. Иногда он предстаёт как великан, который выше деревьев, а иногда выглядит как маленький старичок размером с гриб. Однако чаще всего лешего представляют похожим на человека, только сплошь покрытого волосами. В связи с этим некоторые исследователи, которые допускают существование снежного человека, предполагают, что данный мифологический персонаж мог появиться в традиции славян именно вследствие наблюдений за дикими волосатыми существами. И всё же, стоит отметить, существование снежного человека так и не было доказано официально, и здесь можно сделать вывод, что вполне реалистичной может быть и версия, что образ снежного человека родился из представлений славян о хозяине леса — Лешем, а не наоборот.

 

Также в былинах и сказках славян описывается способность лешего обращаться практически в любые вещи в лесу. Он может стать грибом, кустом или деревом, может превратиться в медведя, волка, филина, зайца, лягушку, ворону, сороку, собаку, кошку, коня, козла и других. Иногда он описывается очень похожим на человека, так что его невозможно отличить от обычного смертного. Леший может быть одет в кожаную или меховую одежду, кафтан, балахон, в широкополую шляпу и лапти. Отмечается, что леший никогда не подпоясывается. Видимо, это относится к древнеславянскому поверью в обережную силу пояса, который защищает живот от проникновения каких-либо сущностей, наговора, сглаза, порчи и так далее. Неподпоясанные или распоясанные люди считались подверженными различным магическим воздействиям или же считались колдунами и колдуньями, которые сами творят волшебство. Лесному духу, естественно, никакие угрозы не страшны, поэтому и пояс он никогда не носит. По этому признаку его и можно отличить от обычного человека.

 

В мифологи славян и сказках по-разному описывается и жизнь лешего. В одних источниках он упоминается, как единовластный хозяин всего леса, а в других - лешие заведуют участками леса и у них даже есть свои границы. Так, например, есть примета, что если вдруг в лесу появилось много животных, то это означает, что один леший проспорил или проиграл другому лешему свою часть зверей и птиц, и отдал их на место жительства в угодья победителю. Также говорится о том, что лешие могут враждовать между собой и устраивать целые битвы, ломая и выворачивая с корнем деревья. Лешие дружны не только между собой, но и с другими духами — водяными, полевыми, а также домовыми и банниками. Считается, что лешие даже приходят в баню к баннику. Поэтому в древности бытовало поверье, что в баню нельзя входить на четвёртый пар и после полуночи, так как в это время в бане собираются все духи — банник, домовой, дворовой, овинник, полевик, леший и другие. Иногда лешие упоминаются не как духи или существа-одиночки, а как семейные и даже имеющие целые поселения в непроходимых дебрях леса. В качестве жены лешего могла выступать или лешачиха — лесная женщина, сплошь покрытая шерстью и обладающая большой силой, или похищенная девушка. Лешачих назвали боровухами, леснихами, лесовихами, лесовками, лешихами, лешенками, лешухами, лисовихами, лисунками. Те же поверья относятся и к детям: они могут быть лешачатами (лешачонки, лешени) или похищенными детьми. Человек, который пошёл в лес, мог услышать свадьбу лешего — топот коней, песни, звуки гармони.

 

Отношение к лешему в народе двойственное. С одной стороны, он хозяин и защитник леса, а с другой — довольно опасен для человека. Для того, чтобы хозяин леса не тронул человека, не заморочил, на завёл в трясины, в древности, прежде чем отправляться в лес (на охоту, за грибами-ягодами, за дровами и т.д.), лешему оставляли угощения. Угощения могли состоять из различных продуктов и сладостей, которые оставляли на пеньке и просили при этом лесного духа во всём поспособствовать человеку. Во всяком случае, лешего считали справедливым духом, который если и накажет человека, то не просто ради развлечения, а за то, что тот перед ним и его лесными угодьями провинился. А при правильном и уважительном отношении в лесовику, тот может даже поспособствовать человеку в его лесном походе - направить на охотника зверя, вывести грибника на грибное место.

 

Появление лешего где-то поблизости могли определить по неожиданному ветру, который мог образоваться даже в густой чаще. Считалось, что лешего всегда сопровождает ветер, судя по направлению которого можно определить, куда тот держит путь. Появление лешего может сопровождаться появлением беспричинного страха и громких пугающих звуков — свист, хохот, крики, вой, гул, хлопки в ладоши, громкий треск ломаемых деревьев. Часто он передразнивает людей, подобно эху в лесу, повторяя какие-либо слова.

 

В народных поверьях также сохранились сведения о мороке лесовика. Чтобы наказать путника, леший мог оморочить (запутать). Он может издавать пугающие звуки, чтобы человек пошёл в другую сторону и заблудился, мог имитировать голоса людей, так что заблудившийся человек мог выйти на болото или увязнуть в трясину или даже переодеться в человеческую одежду и маячить на расстоянии, увлекая человека всё глубже и глубже в леса. Если человек почувствовал, что его «водит за нос» лесовик, то верное средство снять чары и заставить уйти лесного духа — надеть всю одежду наоборот. Также считается, что лесной дух боится матерной брани, так что громкие ругательства тоже являются оберегом от его нападок.

В древности пропажу людей и животных в лесах зачастую сравнивали именно с проделками лешего. Считалось, что он может уводить скот в своё хозяйство, а молодых девушек похищал и брал в жёны. Также леший может похитить ребёнка или даже подменить его на полено или своего собственного лешачёнка. Для того чтобы леший отдал животных или человека, совершали целые обряды, преподносили разнообразные дары и просили лесовика отпустить из своего плена похищенных.

 

Считается, что на зиму лешие ложатся в спячку. Перед тем, как залечь на всю зиму, они считаются очень злыми и разгневанными. Лешие ходят по лесу, ломают деревья, насылают ветра и непогоду, разгоняют всех зверей по норам. Появляться в это время в лесу для человека очень опасно.

Баба-яга (Баба Яга, Яга, Яга Виевна) – темная колдунья из древнеславянской мифологии, дочь Вия, жена Велеса. Многие сказки, написанные в те времена, когда наши предки уже потеряли исконный смысл мифологических образов древности, показывают Бабу-Ягу в облике старой страшной женщины, которая живет в Избушке-на-курьих-ножках на самой границе Темного леса. Между тем сущность этого легендарного персонажа представляется гораздо более любопытным клубком разноплановой и порой противоречивой информации.

 

Яга, являясь дочерью Вия, владыки Срединного царства Нави, имела неограниченный доступ к самому верхнему царству, в котором до поры до времени хозяина не было. Благодаря этой возможности Яга, которая, кстати говоря, по красоте не уступала ни Ладе, ни Деване, во время своего вековечного блуждания по подземному царству обрела уникальный дар – она стала понимать языки практически всех порождений Нави. Также Яга считалась могучим воином, способным в одиночку противостоять множеству врагов. В дела богов Яга никогда не вмешивалась и не участвовала ни в одной войне между Ясунями и Дасунями. Она считала, что все это мелочи, не достойные внимания божественного создания (каковым она, без сомнения, являлась, как и все боги Лунного пантеона). Вероятно, именно поэтому Яга и Велес так быстро сошлись и стали жить, как муж и жена. Это случилось, когда Велес, предавший Перуна, был изгнан из Прави и бесцельно скитаясь по миру забрел в Верхнее царство Нави. Там он и встретил Ягу, с которой сначала сошелся в поединке, а потом искренне полюбил (хотя, некоторые легенды утверждают, что вовсе не искренне, а, как говорится, по расчету).

 

Отец Яги Вий долго не мог выдать дочь замуж, так как та поклялась, что выйдет лишь за того, кто сумеет одолеть ее в честном бою. Строго говоря, бой с Ягой априори не мог быть честным, так как подземная воительница гораздо лучше владела темной магией, чем мечом, а потому не стеснялась обрушивать всю мощь своих знаний на самоуверенных оппонентов. И только великий Велес сумел одолеть Ягу.

 

Со временем образ богини, которая фактически стала повелительницей Верхнего подземного царства, претерпел значительные изменения. Верхнее царство Нави еще не являлось самим миром мертвых, но уже и к миру живых не имело никакого отношения. То есть фактически этот мир находился на самой границе Яви и Нави. Именно отсюда и возник образ колдуньи, живущей где-то между миром людей и Темным лесом (миром антагонистов человека, отрицательных персонажей). Отсюда же и образ костяной ноги (или некоторых иных костяных частей тела), который придает Бабе-Яге сходство с живым мертвецом, существом, находящимся на границе миров.

 

Вместе с тем, Яга является одним из немногих персонажей древнеславянской мифологии, при детальном описании которого используется железо. Этот металл исконно служил главным оружием против нечисти наряду с серебром, поэтому факт его наличия у этого персонажа (железные зубы и, в некоторых легендах, железные…уж извините, груди) говорит о том, что к существам Нави Яга не относится. Но и к живым людям причислить ее нельзя. Во-первых, она бессмертна. Во-вторых, слишком велики для смертной ее знания, раз даже Мара пару раз приходила к ней за помощью.

Яга также знает языки животных и растений, повелевает стихиями (как минимум, воздушной стихией, ведь во многих легендах подчеркивается ее способность к левитации, то есть свободному парению в воздухе). Нередко Яга помогает главному герою легенды (сказки), а также снабжает его магическими предметами – артефактами (быстроногий конь, меч-самосек, сапоги-скороходы, клубок, указывающий дорогу к цели).

 

В поздних славянских преданиях Яга описывается уже не как вечно молодая и могучая темная воительница, но как дремучая старуха, одним своим видом внушающая ужас на любого. Некоторые легенды объясняют это проклятием Ирийских богов, которое постигло Ягу, когда по ее наущению Велес похитил из Прави небесных коров. С тех пор, утверждают легенды, вечно молодая Яга состарилась и уже не могла обрести былую красоту, хотя и постоянно старалась, питаясь душами людей, которые ей в уплату за помощь приносила Мара.

 

Таким образом, образ Бабы-Яги слишком является слишком неоднозначным и разноплановым, чтобы его модно было трактовать однозначно. Хотя очевидно, что изначальный образ этого мифологического персонажа представлял собой подобный Велесу апофеоз божественной мудрости, способный осознать фундаментальные законы этого мира.

Помните, знаменитую присказку «По щучьему веленью, по моему хотенью!»?

 

Сказочный Емеля - дурак, был вовсе не такой уж и дурак, когда поймал в реке щуку. Что может быть притягательнее, чем возможность получать всё желаемое? При этом не обращать внимания на целесообразность и моральный облик своих желаний. Впрочем, так часто упоминаемые «дураки» в русских сказках на деле оказываются очень даже сообразительными, добрыми и порядочными людьми. Опять же-«сказка - ложь, да в ней намек. Добрым молодцам - урок». Намек в контексте нашего разговора заключается в понимании слова «Дурак». Это сейчас, в современном значении, это слово стало ругательным. Дураками называют глупых и наивных людей. Так ведь оно и есть поначалу в сказках, правда?


Но истинное значение этого слова- прямо противоположное современному. Осведомленные о руссах, славянах и их культуре, знают, что на нашей земле много тысячелетий назад жили УРЫ. Уры- люди, обладающие космическими знаниями и космическими возможностями. Именно они принесли знания и основы цивилизации в наши земли. А вот «Дураком» называли человека, находящегося на службе  при Урах, и являющихся их учениками. Поэтому совсем не удивительно, что к концу сказок об Иванах - дураках, именно простодушные Иваны оказываются на высоте и получают разные блага.


Но вернемся к Щуке и ее велениям. Как и все 16 чертогов Сварожьего круга, чертог щуки метко и точно отражает в своем названии основные черты людей, рожденных в это время. Если Вы – рыболов, или хотя бы просто имеете общее представление о характере щуки, то знаете, что эта рыба обладает крайне своенравным и капризным нравом. Она капризна не сама по себе, природа у нее такая: хочу и точка называется. При этом щука наделена всем, что нужно для достижения желаемого. Есть у нее и зубы, и пробивная сила, и хитрость со смекалкой. Однако не стоит думать, что щука вздорна и сиюминутна. Как раз наоборот! люди, рожденные в чертоге щуки, обладают на редкость уравновешенным и спокойным мировоззрением. А кроме того, им может позавидовать почти каждый, так как в любой среде, обществе, компании и ситуации, они себя чувствуют как рыба в воде. Эта их способность видна и при прочтении названия чертога по законам всеясветной грамоты.


«Щ» у «КА». Буква «Щ» символизирует три единых, тесно связанных друг с другом планов бытия, законы мироздания и единство их для всех. Хвостик буквы «Щ», обращенный вниз как бы укореняет эти принципы для людей.
«КА» - это душа. Это устаревшее название нашей духовной составляющей.


Сложив вместе значения, мы поймем, что люди, чертога щуки, принадлежат к счастливым исключениям. Их намерения, мысли и дела, сама их сущность приведены в соответствие с законами Жизни и Духа. Именно по этой причине, их желания так часто и скоро  сбываются и осуществляются.


И все же, в большой бочке мёда, характере человека - щуки, есть приличная ложка дёгтя. Щуке очень сложно определиться и остановиться на главном. Нередко она начинает распыляться по мелочам.


Человека, наделенного такими свойствами, можно сравнить с волшебной палочкой, исполняющей любые желания. Но эта палочка нуждается в мудром владельце, который сумеет направить ее возможности в хорошее и полезное для самой щуки русло..»